Итоги осеннего паломничества 20011

1-го октября закончилось наше последнее в этом году пешее паломничество. Подводя краткий итог этого путешествия, хотелось бы напомнить, что маршрут, по которому мы шли – один из самых легких по трудности и наиболее насыщен историческими достопримечательностями. В начале паломничества мы планировали посетить достаточное количество, интересующих нас объектов, но на деле оказалось, что паломники нашей группы увидели гораздо больше запланированного. Но обо всем по порядку.

Сначала хочу сообщить, что в паломничестве приняли участие 8 человек. В этот раз участники приехали из Одессы, Киева, Кривого Рога и даже Нижневартовска. Младшему участнику на момент совершения паломничества было 21 год, а старшему – 56 лет.

А теперь кратенько о том, как все было.

24-го октября, прибыв на место первой стоянки в урочище Мариамполь (окрестности Бахчисарая), мы посетили Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь, ознакомившись с его историей и святынями. Затем наша группа осмотрела пещерный город Чуфут-Кале. Отрадно было видеть с каким восторгом и интересом паломники любовались пейзажами, открывающимися с плато Чуфут-Кале.

На следующий день, пройдя через чарующую своей таинственной тишиной Иосафатову долину, мы организовали привал неподалеку от пещерного города Тепе-Кермен. Поделившись впечатлениями об увиденном величественном захоронении караимов, было принято решение налегке, без рюкзаков подняться на Тепе-Кермен.

Осмотр древнего пещерного города, насчитывающего наибольшее количество пещер, занял несколько часов. Особый интерес вызвал вырубленный в горе храм с непривычным расположением алтаря и баптистерием.

После обеда было принято решение осмотреть пещерный город Кыз-Кермен, находящийся неподалеку. Для этого мы немного изменили ранее запланированный маршрут. Город Кыз-Кермен особого интереса не вызвал, т.к. наземных строений практически не сохранилось, а пещерные сооружения на нем очень малочисленны.

Уже к закату дня мы добрались до скита св. Анастасии, где нас любезно встретил наместник о. Дорофей. Насельники монастыря угостили нас арбузом, а затем предоставили возможность помолиться в храме и оставить записочки.

К месту стоянки мы подошли уже затемно. Была заметна усталость паломников, но приготовленный ужин и чай приподняли настроение.

Утром, позавтракав и собравшись, мы первым делом испили воды из источника св. Анастасии, а затем начали осмотр пещерного городища Качи-Кальон. Наибольший интерес в комплексе Качи-Кальона вызвали храм св. Софии, вырубленный в отдельно стоящей скале и источник св. Анастасии в большом гроте.

Спустившись с городища в долину, и пополнив запасы в сельском магазине, наша группа подошла к озеру. Чистая вода и жаркая погода послужили отличным стимулом для того, чтобы сделать привал и искупаться в озере.

Затем вновь переход, и к вечеру мы прибыли в монастырь Челтер-Коба (св. Феодора Стратилата). Прямо с ходу, оставив рюкзаки возле входа в монастырь, желающие присоединились к вечернему богослужению. По окончании богослужения был организован лагерь, как обычно ужин, и немного увеличенное молитвенное правило для тех, кто готовился ко Причастию.

На следующий день желающие паломники молились на Божественной Литургии в честь праздника Воздвижения Креста Господня с братией и гостями монастыря.

По окончании богослужения, собравшись, группа совершила переход до окрестностей пещерного города Эски-Кермен, где была организована стоянка.

Переход в этот день был не продолжительный, паломники восстановили свои силы и уже втянулись в походный ритм, все это позволило воцариться праздничной атмосфере к вечеру этого дня.

Маршрут вновь был изменен. Место очередной стоянки стало нашим лагерем и на два последующих дня. Было принято решение осмотреть близлежащие достопримечательности и святые места, путешествуя без рюкзаков. Оставив дежурного в нашем небольшом лагере, в первый день мы посетили пещерный монастырь Шулдан, а затем пещерный монастырь на Мангупе. Естественно и сам город Мангуп-Кале мы тоже осмотрели. В лагерь мы вернулись к вечеру, уставшие, но под впечатлением от увиденного.

В последний день нашего пребывания в горах мы посетили пещерный город Эски-Кермен и монастырь Челтер-Мармара (в честь прп. Саввы освященного). Эски-Кермен, по отзывам участников, оставил наибольшее впечатление концентрацией и сохранностью объектов. А после посещения монастыря Челтер-Мармара все искупались в святом источнике в честь святой мученицы Евдокии.

30-го сентября группа паломников спустилась с гор и переехала в Севастополь. Организовав лагерь на берегу моря, паломники искупались в море и подготовились к заключительному праздничному ужину. Несмотря на поднявшийся ветер и небольшое похолодание вода в море была + 20, поэтому купание было очень приятным по сравнению с купанием в горных родниках и источниках, температура воды в которых не превышала +10.

С наступлением вечера начался и наш прощальный праздничный ужин. Под звон походных кружек подводились итоги, делились впечатлениями и с грустью упоминали о предстоящем расставании.

А вот наши участники:

На мой взгляд, паломничество прошло очень успешно. В группе царили взаимопонимание, взаимопомощь и как заметил один из участников, напрочь отсутствовали осуждение и ропот. Мне лично было очень приятно познакомиться с новыми людьми. В первый раз к нам приехали люди из такого далека, как Нижневартовск. На протяжении всего маршрута нам благоприятствовала погода. По-моему все остались довольны прошедшим паломничеством.

Небольшой фотоотчет смотрите в Фотогалерее.