Как проходило 1-е пешее паломничество в Карпатах

С 4-го по 8-е июня состоялось пешее паломничество в Карпатах. Это паломничество мы провели совместно с представителями Львовской епархии. Оно было посвящено защите и восстановлению карпатских деревянных храмов.

Это был наш первый выход в горы Западной Украины, поэтому впечатлений было больше чем обычно. Все еще находясь под впечатлением от первого карпатского маршрута захотелось поделиться некоторыми подробностями прошедшего паломничества.

1-й день паломничества

Маршрут паломничества начался в Сходнице, куда группа паломников прибыла автобусом и Львова. Непрекращающийся дождь чуть было не сорвал старт паломничества. Пару часов пришлось переждать ливень, укрываясь на остановке. Так как уже наступил вечер, а мы еще не добрались до запланированного места стоянки, было принято решение подъехать автобусом.

Пока мы ехали автобусом до с. Ластивка (Ласточка) несколько раз обрушивался крупный град.  Но к тому времени, как мы вышли из автобуса небо прояснилось и мы, благополучно пройдя немного по берегу реки Стрый, выбрали место стоянки.  До следующего дождя мы успели установить палатку и приготовить ужин. Праздничный ужин, приуроченный началу 1-го карпатского пешего паломничества, проходил в палатке, так как на улице вновь зарядил дождь, который уже не прекращался до самого утра. Так прошел первый день паломничества.

2-й день паломничества

Утром дождь закончился. После молитвенного правила мы позавтракали, собрали палатку, личные вещи и тронулись в путь. Наш путь пролегал вдоль реки Стрый. После дождя бурная река значительно расширилась  и обрела светло-шоколадный цвет.

В с. Ясинка-Стецьова мы подошли к первому на нашем пути деревянному храму. Окрашенный в цвета нашего государственного флага, храм, принадлежащий греко-католической общине, нам, паломникам, прибывшим из других регионов Украины и России, позволили сформировать некоторое представление о «бойковской» традиции сооружения храмов. Осмотрев храм снаружи, мы продолжили путь.

Следуя к селу  Ясиночка  наш маршрут совпал с дорогой, которая некогда называлась «Руська путь» (Русский путь). Именно по этому пути в давние времена можно было добраться к русинам, православному народу, который в настоящее время проживает в основном в Закарпатье. По одной из версий, русины имеют непосредственное отношение к появлению терминов «Русь» и «русский».

В Ясиночке мы также видели деревянный храм, принадлежащий греко-католикам, но осмотреть его не смогли, так как дождь, начавшийся в районе обеда периодически усиливался и не давал возможности тщательно осмотреть памятник.

В этом селе нас пригласили переждать дождь и отдохнуть в доме, где живет православная семья. Инициатором этого «привала» стал местный житель Васыль, который подружился с нами и угощал разными вкусностями из собственного магазина. Кстати, магазин Васыля находится практически на самом въезде в село Ясиночка в его личном доме. Правда никаких опознавательных знаков и рекламных баннеров о наличии магазина замечено не было. И, тем не менее, если кто-то сподобится побывать в этих краях, рекомендую зайти в этот магазин и познакомиться с его замечательным, веселым и добрым хозяином.

После небольшого пиршества организованного хозяином дома (двоюродный брат Васыля), состоящего из прекрасных, очень вкусных мясных и молочных продуктов собственного производства, хозяин указал нам тропу, по которой можно, значительно сократив путь, добраться до следующего пункта нашего маршрута с. Лосинец.

В Лосинец мы добрались, перевалив через довольно высокую, но не крутую гору. На вершине дождь нас не мочил, так как мы находились выше дождевых облаков, но все-таки было сыро и холодновато.

Спустившись с горы, сопровождавший нас Васыль пригласил зайти в дом его родному брату. После долгих наших отговорок и настойчивых искренних приглашений Васыля и хозяев дома мы и у них совершили «привал». Быстро организованный перекус вновь состоял нескольких видов мясных и молочных блюд. Все было очень вкусно! Беседуя за столом, мы рассказали, откуда приехали и куда идем, чем занимаемся в повседневной жизни, а хозяева поведали о своей жизни. Так прошло около часа. За это время мы уже плотно наелись, обсохли и согрелись. Мне показалось, что они хотели еще посидеть пообщаться, однако не в наших планах было обременять хозяев, тем более, что еще не определились с местом ночлега.

Пройдя далее по селу, мы подошли к православному храму. Бегло осмотрев его снаружи, так как он был закрыт, мы продолжили путь в поисках места для стоянки, к тому же уже постоянно шел небольшой дождь. Через несколько минут мы повстречали местного жителя, который искренне переживая о нашей судьбе, настойчиво интересовался кто мы, откуда и куда следуем. Узнав, что мы паломники Иван (как выяснилось впоследствии) радушно и настойчиво пригласил нас к себе домой. Сначала мы попытались отказаться, однако, настойчивость гостеприимного хозяина, усиливающийся дождь и наступившие сумерки заставили нас принять предложение Ивана. В теплом протопленном доме радушный хозяин сытно накормил нас и приготовил места для отдыха.

3-й день паломничества

На следующий день наша группа и присоединившийся к нам Иван отправилась по маршруту Турка – Мельничное. Рюкзаки мы оставили у Ивана дома – было решено воспользоваться его гостеприимством и переночевать еще одну ночь.

В поселке Турка мы познакомились с Петром Зборовским  – местным краеведом, досконально изучившим историю, легенды и памятники галицких Карпат. В приятной беседе он поведал нам много интересного из истории тех мест, где проходит наш паломнический маршрут, а затем провел нас к православному храму свт. Николая. Возле храма нас встретил настоятель протоиерей Андрей Иванчик. Вместе с ним мы осмотрели старинный храм внутри и снаружи. Для нас было очень интересно видеть непривычную роспись и архитектуру. Среди икон праздничного ряда в иконостасе мы заметили редкую икону, изображающую евангельское событие Обрезания Господня.

Осмотрев храм и помолившись, мы по приглашению отца Андрея все вместе пообедали, после чего распрощавшись с нашими новыми знакомыми и взяв благословение, отправились в с. Мельничное.

До православного храма Архистратига Михаила в Мельничном мы добрались часа через два. Храм был закрыт, с настоятелем нам связаться не удалось, поэтому пришлось довольствоваться наружным осмотром памятника. Осмотрев и сфотографировав храм и колокольню,  мы отправились в Лосинец к Ивану домой.

Добравшись к нашему пристанищу и немного отдохнув, мы, уже на закате дня, посетили храм св. великомученика Димитрия  в селе Лосинец. Ностоятель храма отец Иоанн с матушкой устроили для нас небольшую экскурсию по храму. Наиболее ценной с точки зрения архитектуры этого храмового комплекса является колокольня. Входная дверь в колокольню сохранилась от более древнего сооружения, находившегося на этом месте. Даже в темноте на двери можно разглядеть святые образа.

Закончив осмотр и помолившись в храме, отец Иоанн с матушкой угостили нас чаем у себя в доме. Распрощавшись и взяв благословение мы, уже порядком уставшие после трудного дня, добрались к дому и после непродолжительного молитвенного правила очень быстро отошли ко сну.

4-й день паломничества

На следующий день, поблагодарив и распрощавшись с Иваном Ильницким, радушным хозяином, приютившим нас на 2 ночи, мы продолжили наш путь. Согласно полученной накануне информации на нашем маршруте река Стрый разлилась после дождей и предполагавшийся переход через брод невозможен. Поэтому было принято решение подъехать автобусом из Турки до с. Нижнее Высоцкое. Около 1,5 часа в автобусах и мы снова продолжаем маршрут пешим ходом. До монастыря в Межгорье остается 7 – 8 км. Без особого труда преодолеваем это расстояние. Как всегда, проходя через села, наш вид вызывает интерес у местных жителей, - сразу видно, что туристы с рюкзаками здесь большая редкость, а православные паломники -  тем более.

Наконец, мы поднялись в  монастырь, расположившийся на горе. На входе нас встретил настоятель архимандрит Севастиан, который поблизости контролировал ведущиеся работы по строительству и благоустройству монастырской территории.

Свято-Онуфриевский монастырь на этом месте организовался недавно в 2010 г. В октябре этого же года был установлен и освящен Крест на месте строительства будущего храма. А уже  в декабре Высокопреосвященнейшим  архиепископом Львовским и Галицким  Августином был освящен деревянный храм в честь Галицкиз святых. В этом красивом храме мы приложились к иконам и были препровождены в корпус, где разместили свои вещи и вскоре были сытно накормлены.

После обеда мы немного прогулялись по близлежащей территории. Виды с этой монастырской горы просто потрясающие!!!

До ужина мы еще немного поработали на расчистке дороги, которую прокладывали к монастырю и помолились на вечернем богослужении.

5-й день паломничества

На следующий день рано утром служили Божественную Литургию, на которой мы причащались Св. Таин.

После службы мы участвовали в закладке сада. Под руководством о. Севастиана были посажены несколько десятков деревьев. Отобедав после работы, мы собрали вещи, и попрощались с насельниками. Прощание было трогательным, о. Севастиан каждого паломника одарил подарком. Взяв благословение, мы спустились с горы к рейсовому автобусу. Через 4 часа изнурительной дороги нас встретил Львов.

Окончание паломничества

Вечер этого дня и половину следующего, до отправления нашего поезда, мы гуляли по Львову. Западная столица Украины гудела от наплыва болельщиков, приехавших на игры чемпионата Европы по футболу ЕВРО – 2012. Сливаться с пестрой и колоритной толпой гуляющих футбольных болельщиков особо не хотелось, настроение после паломничества было другое. Удалось посетить несколько памятников в центре Львова, купить сувениры и подарки, и наскоро перекусив, спешно удалились на вокзал, где заняв в поезде свои места согласно купленным билетам, мы отправились на восток - домой.

Резюмируя наш первый паломнический маршрут в Карпатах можно с уверенностью сказать, что пешее паломничество в этих местах дело перспективное и необходимое. Здесь есть что посмотреть, и есть где помолиться. Народ в этих местах гостеприимный, природа и воздух потрясающие. Кроме того, совершая паломничество к православным святыням Карпат,  мы тем самым сможем поддержать наших братьев по вере, которые все еще испытывают притеснения.

Надеюсь, что на следующий год мы совершим в эти края, как минимум 2 паломничества. Дай, Бог!

Найти гида для хорошего отдыха на Сардинии можно тут