Сентябрьское паломничество 2012 - впечатления паломников

Отчет о сентябрьском паломничестве был составлен участниками паломничества. Группа собралась дружная, веселая и интересная. Женская половина в этот раз была преобладающей.

Итак, слово паломникам:

Выехав из Москвы, проведя сутки в поезде, мы наконец-таки выгрузились в Симферополе, и пошли искать памятник Ленину, за которым и собиралась наша группа. Нас оказалось 12 человек: Крым, Киев, Закарпатье, Донецкая обл., Кривой Рог, Москва, Подмосковье, Тула, Смоленск – вот такой интернационал! Половина группы в походе 1-й раз!

День 1-й

Далее часть группы пешком (без рюкзаков) дошла до Свято-Троицкого женского монастыря, где покоятся мощи Святителя Луки Крымского, и до Петропавловского собора, где покоятся мощи Святителя Гурия Таврического. Поставили свечки, подали записки, приложились к мощам, взяли благословение на дальний поход.

Затем автотранспортом (с пересадками) доехали до Бахчисарая, откуда и началось наше пешее паломничество по святыням горного Крыма.Первым мы посетили Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь, который находится внутри отвесной скалы. Интересна легенда о явлении иконы Божией Матери на скале, после чего и образовался этот монастырь.

Затем мы разбили лагерь в верховье балки Марьям-Дере, оставили вещи и отправились в пещерный город Чуфут-Кале. При подъеме в город организм начал сопротивляться, появилась отдышка, заскрипели суставы и прочие капризы организма, которые заставили нас задуматься о том, правильно ли мы сделали, что отправились в горное паломничество. В пещерном городе мы видели остатки крепостных сооружений средневековья, с высоты мы любовались чудесными крымскими пейзажами и горами, которые нам предстояло посетить. Стоя на «крыше» этой горы, наше внимание привлекла музыка, которая разливалась где-то у нас под ногами, как оказалось внутри была небольшая пещера, где играл музыкант на свирели, акустика была как в хорошем театре, мы были поражены увиденным и услышанным. Далее покинув средневековый город через ворота, мы направились на караимское кладбище в Иосафатовой долине.

Наступал вечер и мы поспешили в лагерь. Первый ужин у костра был вечером знакомств.

День 2-ой

Позавтракали, помолились на утреннем правиле. Кстати, утром и вечером молитвы читал руководитель похода – Л.Н. Башмаков, еду на костре готовил тоже он. Далее нас ожидал долгий, трудный подъем на Тепе-Кермен, в переводе «Вершина-крепость» - это средневековое пещерное городище на высоте 540 м. Там мы осмотрели древнюю крепость и храм с баптистерием (место для совершения крещений). Потом продолжили путь по красивой горной и лесной дороге.

Тем, кто в таком походе первый раз, было непросто: дорога казалась бесконечной, подъемы тяжелыми, да и спуски, как оказалось не легче, на подъеме напрягаются одни мышцы и суставы, на спуске - другие, иногда шли совсем по краю, рюкзак казался самым тяжелым. Слышались речи: - «да чтоб я еще когда-нибудь…!», « да это надо же за свои-же собственные деньги такие мучения!», «и что я не осталась на море, лежала бы сейчас, загорала! …» И глядя на тех, которые не в первый раз, как им удавалось идти все время впереди, преодолевать, как нам казалось, с легкостью все препятствия, нести рюкзаки в два раза тяжелее наших, глядя на них, мы думали, что надо не роптать, надо просто идти….

Итак, мы добрались до скального массива под названием Качи-Кальон ( «Крестовый корабль»). Здесь нас интересовал источник св. Анастасии и возрождающийся скит в честь св. Анастасии Узорешительницы. Удивительный храм поразил нас своим внутренним убранством: множество разнообразных лампад ручной работы, потолок украшен лепкой с разноцветными камнями, кованые иконостасы. Храм выполнен в греческом стиле…. Посидели в тишине, чувство умиротворенности наполняло душу.

Далее набрали в источнике воды и начался подъем (практически на четвереньках) на плато Качи-Кальона. Уже наверху разбили лагерь и провели отличный вечер у костра с песнями, то на русском, то на украинском языках.

День 3-й

Как нам и говорили, третий день – самый тяжелый, т.е. болит всё. Это правда! А впереди еще нас ждет «веселенький спуск», как сказал наш рулевой. Мы потом только это ощутили, когда часть группы начала спускаться нестандартным способом, т.е. на всех пяти точках, отдав свои рюкзаки тем, кто первым успел спуститься и уже вернуться за ними. Но, слава Богу, спустились.

Дошли до села, купили мороженного, расслабились….Далее было купание в прохладном озере, потом 10 километров пути и вот мы прибыли к месту ночевки в с. Лаки. Здесь нас встретило целое стадо коз и овец во главе с осликом.

Несколько лет назад на территории бывшего с.Лаки поселились несколько монахов и медленно потекло создание монастыря. Мы помолились на вечернем и на утреннем богослужении в честь праздника Иоанна Предтечи, многие причастились. Потом монахи пригласили нас на трапезу.

День 4-й

День начался, как уже говорилось, с богослужения и трапезы. Далее нас ждал долгий переход через село Высокое, далее 10 километров по дороге, где снимали «Кавказскую пленницу» в село Куйбышево, где мы пообедали арбузами и виноградом. Далее опять дорога, опять подъем и вот мы приближаемся к монастырю Чилтер – Коба («Пещера с решеткой») в честь вмч. Феодора Стратилата.

Основан он был еще в XIV веке, но потом был разрушен турками. С 2005 г. началось возрождение монастыря, ведутся строительные работы. Помолившись в пещерном храме, мы отправились еще выше в гору к месту ночевки. Пока ставили палатки, обнаружили пропажу помощника нашего руководителя – Дмитрия. Лев Николаевич уверял нас, что Дима заблудиться не может, так как он сам разрабатывал этот маршрут, но, как потом оказалось, где-то он повернул не на ту тропу и оказался на соседней горе. К счастью, часа через два, когда уже смеркалось, появился Дима, уставший и довольный. Горы – это не город!

День 5-й

День начался с купания в св. источнике. Искупавшись в прелестной прохладной водичке, очистив души, мы оправились в дорогу. Наш путь лежал через Каралезскую долину, где нам встретились красивые лошади, а также каменные сфинксы.

Пройдя долину, группа спустилась в с. Залесное. Тут мы пополнили запасы провизии и подкрепились вкусным крымским виноградом. Далее продолжили путь к месту стоянки — небольшой полянке, окруженной кизиловыми деревьями в низовьях 5-ой балки. Отсюда, часть группы по желанию поднялась к прекрасному горному озеру с холодной водой и обильной растительностью. Самые отважные, победив водоросли, искупались. По дороге к озеру вела тропа, усыпанная множеством лесных орешков, которые мы с огромным удовольствием собирали и кушали. Вечер закончился у костра с песнями.

День 6-й

Утром мы отправились в пещерный город Эски-Кермен. На подъеме в город мы увидели действующий храм Трех Всадников, вырубленный в отдельно стоящем камне, правда Богослужения в нём совершаются довольно редко. В самом Эски-Кермене очень запомнилась древняя пещерная церковь Успения Богоматери, в которой ещё немножко сохранились средневековые фрески.

Далее мы направились в монастырь Челтер-Мармара в честь Саввы Освященного, вдыхая по дороге можжевеловый воздух. Пещерный комплекс Челтер-Мармара состоит из множества пещер, расположенных на 5 ярусах. Наибольшая пещера — это Храм Саввы Освященного, в котором находится мироточивая икона Саввы Сербского.

Затем под впечатлением увиденного, мы отправились коварной тропинкой вдоль обрыва к монастырю Шулдан. Как и предыдущий, этот пещерный монастырь, расположенный в скалах над долиной Шули (Эхо), поразил нас жизнью насельников, которая буквально граничит со смертью (ведь на некоторые тропинки нам страшно было даже смотреть, а не то чтобы по ним ходить).

День 7

Помолившись, и как всегда вкусно позавтракав (за что отдельное спасибо руководителю), мы отправились по крутому спуску в с.Терновка, а оттуда автобусом в город-герой Севастополь.

На этом наша горная часть паломничества была завершена. В Севастополе мы разбили лагерь возле парка Победы. Впереди нас ждал отдых у моря и праздничный ужин.

День 8-й. Итоги

Оглядываясь назад, думаешь,- неужели мы все это преодолели ?! За 7 дней похода прошли десятки километров с подъемами и спусками, посетили несколько горных монастырей, помолились и причастились. А сколько красивых пейзажей, какой чистый горный воздух! Днем жарились на солнце, ночью замерзали в палатках, несколько израненных рук и ног и в голове только одно: «все, больше не могу, не дойду, не осилю». И вот дошли, и завтра домой, а домой никому не хочется, а хочется начать все с начала. Но это уже в другой раз, ведь у паломнической службы «Готия» несколько маршрутов. Вот уж поистине говорят :

Дорогу осилит идущий! Слава Богу за все!

Отзывы паломников можно посмотреть здесь (<-- Кликнуть, чтобы перейти к просмотру отзывов)